Объемные оригами

Автор: 222222222222

Среди большого разнообразия декоративно-прикладного искусства, популярного во всех странах мира в качестве хобби людей любой возрастной категории, наибольшее распространение получило складывание растений, животных, техники и других объектов из обыкновенной бумаги, называемое «оригами».

Экскурс в историю

Истоки такого творчества лежат в Древнем Китае, где, собственно, и был впервые изобретен бумагоподобный материал. Сложенные простые объекты (например, лебеди и журавли), зачастую использовались в религиозных обрядах и демонстрации философских идей. Несмотря на это, окончательное развитие данной технологии произошло в Японии, которая изобрела собственный способ получения бумаги из коконов шелкопряда, а затем — из бамбука и пенькового волокна. По сей день японские мастера выкладывают на просторы Интернета новые схемы сборки, позволяющие собирать изделия, максимально близкие внешне к оригинальным прототипам.

Востребованность оригами объясняется тем, что с его помощью можно не только с интересом провести свободное время, но и развить мелкую моторику рук. Поэтому данный вид творчества, наряду с лепкой и пальчиковыми играми, обязательно входит в перечень детсадовских занятий и школьных секций, а также рекомендован пожилым людям для поддержания стабильной работоспособности коры головного мозга.

Разновидности

В зависимости от типа используемого материала и способа складки, различают следующие техники:

  • Простое. Включает только два способа складывания бумаги — «горой» и «долиной». В первом случае элемент отгибается на обратную поверхность листа, а во втором — на ту, что непосредственно видна человеку. Этот вид разработан специально для людей с ограниченными двигательными способностями.
  • Мокрое. Как видно из названия, эта технология заключается в применении намоченного материала, что позволяет получить плавность и выразительность линий, а также жесткость всей конструкции. Образуемые объекты отличаются большей естественностью, чем выполненные из сухой бумаги.
  • Модульное. В процессе создания фигур задействуется большое количество одинаковых элементов (модулей), которые вкладываются друг в друга, образуя нераспадающуюся комбинацию.

Существует также еще и паттерное оригами, которое подразумевает под собой сборку по предварительно нанесенным на бумаге штрихам. Зачастую, данную технику применяют при разработке новых схем.

Базовые действия

Каждая схема объемного оригами использует универсальные знаки, придуманные японским мастером Йошизавой для того, чтобы облегчить распространение этого вида творчества по всему миру. Основными считаются такие действия, как:

  • «долина» — сгиб уголков и стороны «на себя»;
  • «гора» — сгибание элементов «от себя»;
  • «молния» — комбинация указанных выше;
  • перегиб — осуществление сгиба с последующим разворачиванием;
  • вгиб внутрь — размещение угла между двумя сторонами;
  • выгиб наружу — схож с предыдущим, но делается в обратном направлении.

Помимо этого, в список стандартных действий также входят заворот, надувание, утопление угла и так далее.

Необходимые принадлежности

Процесс создания различных предметов по технике объемного оригами отличается от стандартных, так как может комбинировать все технологии для выделки отдельных элементов, который далее скрепятся между собой в готовый объект. Схемы для него могут быть совмещены в одну из нескольких разных, что делает процесс сбора сложной конструкции намного интереснее.

Перед выполнением сборки необходимо подготовить материал. В зависимости от того, какая технология будет использоваться (мокрая или сухая), применяют разную по плотности бумагу — для смачивания, например, требуются тяжелые сорта (не менее 100 г/м2).

Также обязательным является наличие клея, который позволит скрепить части конструкции, и ножниц — для вырезания основы.

Простые формы

Примером наиболее простого объекта могут быть различные геометрические фигуры. Они часто применяются для изготовления более сложных конструкций, поэтому начать изучение объемного оригами следует именно с них.

Куб

Предельно легким считается схема так называемой «водяной бомбы», представленной в виде надутого куба, внутрь которого можно при желании поместить светящий элемент. Для его создания вам потребуется прозрачная бумага или цветная калька.

Инструкция:

  1. Квадратный листок необходимо согнуть пополам, развернуть и сложить подобным образом другие стороны.
  2. По аналогии с предыдущим шагом осуществляется двойной сгиб по диагонали.
  3. Схватив параллельные грани за центр и сближая их друг к другу, собирается треугольник.
  4. Нижние углы фигуры (с каждого края) поднимаются, при этом их кончики должны достигнуть вершины.
  5. Образованные боковые углы сгибаются к центру.
  6. Верхние клапана опускаются и заправляются в карманы.
  7. Заготовка надувается с открытого конца до равномерного округления.
  8. Стороны осторожно прижимаются, а грани — проглаживаются.

Рассматриваемый объект, во время своего сбора задействует практически все основные приемные приемы оригами, поэтому после нескольких попыток его сборки можно приступить к более сложным конструкциям.

Цветок лотоса

Для создания водяной линии понадобятся двенадцать бумажных прямоугольников, четыре из которых имеют зеленый оттенок, а восемь — розовый, красный или белый, а также веревка, ножницы и кисточка.

Лепестки собираются следующим способом:

  1. Прямоугольная заготовка сгибается по длине.
  2. Свободные углы и края загибаются к оси изнутри.
  3. Модуль складывается «горой».

Таким же образом получаются оставшиеся семь лепестков и листья. Только последние складываются не «горой», а «долиной». Далее все компоненты делятся на комплекты по два красных и одному зеленому, вложенных друг в друга, причем зеленые должны быть в самом центре композиции.

Комплекты прижимаются, а полученный таким образом модуль обвязывается веревкой. Концы его обрезаются, и осуществляются следующие мероприятия:

  1. Верхний красный слой из четырех ответвлений, чередующихся через одного, сгибается к центру.
  2. Поднимаются пропущенные в прошлом шаге слои.
  3. Кончики зеленых компонентов отгибаются наверх, а остальная пасть слегка придавливается вниз.
  4. Концы лепестков накручиваются на кисточку для получения более естественной формы.

Это одна из самых легких моделей лотоса. Возможны также варианты с многолепестковыми ступенчатыми цветками и ребристыми кувшинками, к которым объект приклеивается. Количество возможных исполнений зависит только от вашего воображения.